Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками архитектуры и скульптуры Древней Греции и Рима. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Ве­личес­твен­ные и мо­нумен­таль­ные хра­мы (Парфенон, Эрехтейон, Пантеон), ам­фи­те­ат­р Колизей, театр Диониса, так же ста­ди­оны, триумфальные арки (Тита), колонны (Трояна), цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник. Практически все стили и направления западного искусства позаимствовали различные элементы античности.

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока. Первоначально храмы строились из дерева, потом их стали сооружать из камня. Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.

Дорический стиль

Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины “ложками”, то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент.

Ионический стиль

В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Капитель состоит из двух крупных завитков.

Коринфский стиль

Коринфский стиль возник позже других и отличался особенной пышностью. Отличительная черта коринфского ордена – сложные элементы листьев аканта.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Следует отметить, что очень важным достоянием римлян является сочетание греческого ордера, италийской арки и цилиндрического свода, которых не было у греков. Таким образом, римляне создали арочно-ордерную ячейку, примером которой является триумфальная арка. Кроме того они пытались экспериментировать с такой красивой и изысканной формой, как купол.

Цветовая гамма Античного стиля

В цветовой гамме Античного интерьера в силу характера используемых природных материалов, как правило, преобладают спокойные, природные оттенки. Общее стилевое решение помещения дизайнеры интерьера чаще всего строят на контрастном использовании однотонных цветов с доминантой белого или светло-охристого. В отделке чаще всего присутствуют: цвет слоновой кости, оттенки золотого, звонкий желтый, синий и зеленый, оттенки красного (терракотовый), черный. Деревянные лестницы для дома могут быть из самых светлых сортов древесины, а деревянные двери и окна - темнее, и даже из темного дерева - почти черные. В целом Античный стиль предполагает минималистичность и изящную контрастную немногословность.

Мебель и элементы декора в античном интерьере

Вся мебель была выполнена из ценной древесины и лишь в исключительных случаях обивалась тканями. Обстановка была не многочисленна. Меб­ли­ров­ка ком­на­ты в ан­тичном сти­ле от­ли­ча­ет­ся прос­то­той и удобс­твом. Роль мес­та для си­дения вы­пол­нял стул осо­бен­ной фор­мы – клис­мос. Его нож­ки ши­роко рас­став­ле­ны и име­ют изог­ну­тую фор­му. Спин­ка так же из­ги­ба­ет­ся. Для удобс­тва ис­поль­зо­вали по­душеч­ки для си­дения. Но­ги ста­вили на спе­ци­аль­ную под­ста­воч­ку. Из­вес­тны еще и склад­ные пе­ренос­ные стулья, и обык­но­вен­ные ска­мей­ки (диф­ро­сы). Но имен­но клис­мос име­ет ху­дожес­твен­ную цен­ность. Поз­же его ста­ли ши­роко упот­реблять в сти­ле ам­пир.

Кровати предназначались не только для сна, но и для пиршеств. Вовре­мя пир­шеств по­лага­лось по­луле­жать на ло­жах (кли­не), ко­торые бы­ли дос­та­точ­но вы­соки­ми и име­ли из­го­ловье. Еду рас­по­лага­ли на ни­зень­ком сто­лике – тра­пед­зе. Она сто­яла воз­ле каж­до­го ло­жа. Тра­пед­за дер­жится на трех нож­ках, ук­ра­шен­ных резь­бой и час­то за­кан­чи­ва­ющи­мися по­доби­ем зве­риных лап. Столы делали из бронзы и мрамора, но чаще всего все-таки из дерева.

Шка­фы в ин­терь­ере в ан­тичном сти­ле не встре­чались вов­се. Для хра­нения ве­щей слу­жили сун­ду­ки. Они де­кори­рова­лись при по­мощи нак­ла­док и резь­бы, мог­ли зак­ры­вать­ся на ключ. Так как гре­чес­кая одеж­да не пред­по­лага­ла кар­ма­нов, ис­поль­зо­вали перс­тни-клю­чи, оде­ва­ющи­еся на па­лец.

Резные или инкрустированные орнаменты на мебели раскрашивали, грекам были известны способы и техника инкрустации серебром, слоновой костью и черепахой. В греческой орнаментике наиболее часто использовались мотивы акант, пальметта, ряды листьев лотоса, спиральная и волнистая линии, меандр, бусы и зубчики.

Так же работая над современным интерьером в Античном стиле, дизайнеры используют настенные бра в виде факелов, торшеры и люстры, соответствующие стилю, а также встроенные светильники и скрытую подсветку с эффектом мерцания. Главное – добиться равномерного рассеянного освещения, напоминающего свет от открытого огня и античных ламп.

Именно в период Античности для оформления интерьеров стали применяться драпировки. Текстильные полотна ткали изо льна, конопли и шерсти. Ими обрамляли окна и ложе. В основном ткани окрашивали в кремовый, коричневый, жёлтый, золотой, зелёный и шафрановый цвета. Полотна расписывались типичными греческими орнаментами, а самые дорогие вышивались. Самым красивым, необычным и дорогим текстилем считались китайские ткани - шелковые и с металлической нитью, расписанные драконами, иероглифами, геометрическими и растительными узорами. Для декорирования богатых домов также использовались шёлковые японские ткани и хлопчатобумажные, тонкие льняные и шерстяные индийские ткани с набивным узором. Также высоко ценились иранские шелка с узорами в виде круглых и овальных медальонов, фантастических животных и сцен охоты. Для покрывал, скатертей и обивки мебели использовались гладкокрашеные ткани с характерным античным орнаментным узором по краям. В Античных интерьерах для декоративного оформления часто использовались кожаные и матерчатые подушки набитые водорослями или травой.


Возврат к списку